
Самое одинокое дерево в мире
Одиноко стоящие деревья — явление нередкое, особенно для таких природных зон, как лесостепь, лесотундра и саванна. Раскидистый дуб посреди поляны, сосна на скалистом склоне, тополь на холме — что-то из этого каждый из нас видел своими глазами. И, каким бы одиноким ни казалось дерево, в зоне видимости у него обычно есть один-два соседа, а то и целый лес. Но на новозеландском острове Кэмпбелл, находящемся в субарктическом поясе, произрастает дерево, которое одиноко по-настоящему.
Это экземпляр ели ситхинской, который был посажен в 1907 году по инициативе лорда Рэнфурли, генерал-губернатора Новой Зеландии. И, поскольку местные природные условия не благоволят деревьям и основу растительности острова составляют травянистые растения, эта ель — единственное дерево на острове. Однако, несмотря на неблагоприятный для деревьев климат, ель прижилась и вот уже более ста лет является частью флоры острова.
Как и любое изменение, привнесенное человеком, эта ель вызывает у ученых определенные опасения, и это можно понять. Природа Австралии и Океании когда-то была уникальным местом с неповторимой флорой и фауной, но из-за колонизации и последующей хозяйственной деятельности на островах вымерло множество местных животных и растений, а природные ландшафты были нарушены. Не в последнюю очередь это произошло из-за ввоза на острова чужеродных видов. Ель ситхинская — такая же «чужестранка», ведь она родом из Северной Америки.
Однако, со стороны научного сообщества все же звучат аргументы «за» то, чтобы ель ситхинская оставалась на острове. И, как ни странно, звучат они не от ботаников, а от климатологов.
Дело в том, что воды Южного полушария, омывающие Антарктиду (иногда они называются Южным океаном) поглощают большое количество углекислого газа и имеют большое значение для климатологических исследований. В частности, несколько лет назад климатолог Джослин Тернбулл проводила исследование, чтобы выяснить, меняется ли количество углекислого газа, который Южный океан поглощает каждый год. И если современный состав воздуха можно выяснить с помощью обычной пробы, то узнать, каким он был в прошлом, не так просто.
Здесь как раз и пригодилось то самое одинокое дерево, а точнее его годичные кольца. Ученые выбрали именно этот экземпляр, ведь он находился ближе всего к зоне исследования. Взяв керн (цилиндрическая проба, которую извлекают, когда дерево нельзя срубить) из ствола ели, исследователям с помощью радиоуглеродного анализа удалось получить нужную информацию.
Хотя ситхинская ель с острова Кэмпбелл и одинока, ее существование принесло неожиданный и очень полезный вклад в науку. Кроме того, она является живым примером того, как организм может приспособиться к неестественной для него среде.
- Профессора Университета штата Северная Каролина Денниса Вернера интересовало скрещивание багрянника с пурпурными листьями с багрянником с золотыми листьями. Основываясь на аналогичных скрещиваниях с другими видами растений (например, орхидеями), он р…
- Пару лет назад инженеры Массачусетского технологического института разработали способ отслеживать реакцию растений на такие стрессы, как травмы, инфекции и повреждения светом, с помощью датчиков, изготовленных из углеродных нанотрубок. Растения обладают о…
- Изначально у команды из Массачусетского технологического института стояла задача сделать покрытие для продления срока годности семян. Но как это не редко бывает, в ходе исследований, родилась другая мысль. Ученые тестировали различные варианты шелковых по…