Публикация
Когда новое - это хорошо забытое старое. Система земледелия Овсинского
И смех и грех. Читаю себе книжки, статьи, разные умные посты – и вдруг понимаю, что со всеми этими «ноу-тиллами», мульчами и заботой о почвенной биоте я торжественно дошел… до конца XIX века.
То есть пытаюсь внедрить у себя на участке систему, основы которой человек расписал еще 126 лет назад!
Речь про книгу Ивана Евгеньевича Овсинского «Новая система земледелия», вышла она в 1899 году. В свое время это была революция: когда весь мир верил в глубокую вспашку плугом, Овсинский поднял руку и сказал: «Ребята, вы почву убиваете». По сути, это прародитель всего того, что мы сегодня называем минимальной обработкой, No-till и прочими модными словами.
Если коротко, что главное в его системе.
1. Отказ от глубокой вспашки
Овсинский был категорически против переворачивания пласта на 20–25 см.
По его логике, плуг разрушает ходы дождевых червей, поры от старых корней – те самые «трубопроводы», по которым в почву идут воздух и вода. Плодородный слой с бактериями мы отправляем на глубину, где им просто нечем дышать.
Он предлагал рыхлить всего на 5 см – верхний слой, а всё живое ниже пусть работает, как задумано природой.
2. Поверхностный обработчик вместо плуга
Вместо плуга Овсинский использовал свои культиваторы и дисковые орудия. Задача – сделать сверху рыхлую «шубу», которая прикрывает нижние горизонты от перегрева и испарения влаги.
По сути, это то, к чему я сейчас иду на своем огороде: не копать, а слегка «причесывать» верх.
3. Атмосферная ирригация, или полив из воздуха
Самое интересное место в книге.
Если верх почвы рыхлый, а внутри структура не разрушена, в порах и канальцах образуется конденсат – роса, которая оседает на стенках. Днем теплее, ночью холоднее – влага выпадает прямо в корневой зоне.
То есть даже в засуху растения могут «пить» воду, конденсированную из воздуха. Для южного климата звучит очень заманчиво.
4. Растения как разумные бойцы за выживание
Овсинский относился к растениям уважительно: считал, что они чувствуют конкуренцию и условия.
Он предлагал сеять полосами: плотная полоса посева – рядом свободное пространство. На границе густоты и пустоты растения как бы «пугаются» конкурентов за свет и начинают активнее развиваться, быстрее формируя урожай, чтобы успеть оставить потомство.
Смотрится немного философски, но внутренний практик во мне говорит: «Это надо хотя бы попробовать».
5. Гумус и микробиота – главный ресурс
Для Овсинского главное богатство земли – не удобрения, а живые организмы.
Поверхностная обработка позволяет растительным остаткам перегнивать в верхнем слое с доступом кислорода – так быстрее накапливается гумус, а не выгорает запас плодородия.
Это как раз то, к чему я сейчас иду через сидераты, мульчу и отказ от перекопки.
6. Экономика вопроса
Тут всё просто и приятно:
меньше тяговой силы – раньше это были кони, у меня это сейчас спина и мотоблок;
выше урожай даже в сухие годы;
меньше сорняков, потому что мы не подтаскиваем их семена наверх плугом.
В общем, чем дальше читаю Овсинского, тем больше понимаю, что современный «продвинутый» огород с мульчой, минимальной обработкой и заботой о структуре почвы – это хорошо забытое старое.
- Люблю экспериментировать в саду и огороде, но стараюсь придерживаться условий, которые диктует природа и здравый смысл.
- У всех растений есть потребность в макро- и микроэлементах. Каждому виду требуется свое количество минералов, и благодаря агрономическим исследованиям современные садоводы знают, какие вещества нужны тому или иному растению. Но просто знать дозы внесения …
- Еще в древности люди понимали, что рост и состояние растений во многом зависит от почв. У каждого народа были свои способы улучшения почв: так, например, для удобрения применялись навоз, растительные остатки или известковые породы. Но иногда люди заходили…

