Публикация
Воспоминание об осеннем саде
У меня на столе сейчас лежит кучка осени.
Сухие листья, которые я по дороге с работы собирала во дворе: кленовые, выгоревшие до кирпично-оранжевого, дубовые, парочка виноградных с балкона, ещё тоненькие, почти прозрачные листики с тётиной клумбы — не знаю даже, с какого куста, просто понравились.
Раньше я их просто складывала в книжки «на память». Откроешь через полгода — а там плоский, хрупкий лист, как обрывок прошлого между страницами. Сейчас сижу, перебираю свою «коллекцию» и думаю, что зима — самое время наконец попробовать ошибану.
Это такое японское занятие — делать картины из засушенных листьев и цветов. У меня пока из «оснащения» только старые книги для прессования, пачка картонок и куча видео в интернете, но, наверное, этого достаточно, чтобы начать.
Я смотрю на эти сухие листики и уже почти вижу, как они превращаются в «осенний букет» под стеклом, или в маленькую открытку — с кусочком нашего двора, тётиного сада и моего балкона. Хорошая же мысль: за окном зима, всё серое и голое, а я буду собирать яркую осень или даже лето из тех крошечных кусочков, которые успела сохранить.
Никогда раньше не пробовала ошибану! Если честно, немного страшно испортить всё с первого раза. Но нелепее, чем просто держать листья в книгах, всё равно не будет. Так что, кажется, этой зимой у меня появится новое хобби: заварить чай, разложить на столе засушенные листья и пытаться сложить из них что-то красивое. Даже если получится криво, всё равно это будет мое воспоминание о саде, приклеенное к картону — и от этого уже теплее. Когда сделаю — покажу!
- Этим летом я заметила в саду странное явление. На листьях лещины и девичьего винограда, которые растут рядом, появилась неожиданная пёстрая окраска. Листья стали напоминать дорогие декоративные сорта с вариегатностью — чёткие кремовые и жёлтые узоры вдоль жилок, будто кто-то специально вывел новый гибрид. Но я-то знаю: это обычные растения, и много лет их листья были зелёными. Поискала информацию и поняла, что такая «красота» может быть не признаком уникальности, а следствием болезни — так выглядит вирусная мозаика. Возбудителей переносят тля и другие сосущие насекомые, и заразиться могут разные виды, растущие рядом. Болезнь не убивает растение сразу, но ослабляет его и снижает урожайность, ведь листья с мозаикой хуже работают как «солнечные батареи». Иногда, правда, похожий рисунок бывает от нехватки микроэлементов или от ожога после неудачного опрыскивания, но тогда пятна обычно размытые и непостоянные. А здесь узор чёткий, повторяющийся — всё говорит в пользу вирусной природы. Пока что я просто наблюдаю, ведь лечение вирусов у растений — дело безнадёжное. Зато это хороший повод ещё раз вспомнить, как важно вовремя бороться с тлёй и беречь сад от случайных переносчиков болезней. Маленький совет: чтобы сдержать распространение мозаики, нужно привлекать в сад божьих коровок и златоглазок (они отлично поедают тлю), а между заражёнными и здоровыми растениями можно высаживать бархатцы или календулу — их запах отпугивает многих насекомых-переносчиков. А пёстрые листья… Что ж, пусть пока украшают уголок сада, хоть и не по доброй причине.
- С опытом я понял одну простую истину: сад звучит чище, когда в нём есть ограничение. Не сотня форм и цветов, а три основных фактуры — лист, камень и дерево. Листья дают движение и мягкость, камни — стабильность и ритм, дерево — вертикаль и глубину. Когда эти три элемента встречаются рядом, сад перестаёт быть набором растений и превращается в композицию. Посмотрите внимательнее: сад-рокарий с суккулентами, камнями и растениями — идеальное воплощение листа, камня и древесной структуры. Контраст и гармония: камень создаёт надёжную основу, зелень придаёт мягкость и форму, а деревья и напоминающие древесину структуры (которые пусть даже косвенно свидетельствуют о вертикали) — завершают «треугольник фактур». Избыток же деталей дробит внимание. А три фактуры — как три аккорда в музыке. Этого достаточно, чтобы зазвучала гармония.
- Осенью я никогда не тороплюсь сгребать листья. Не потому что лень (хотя, не буду лукавить, немного и поэтому), а потому что за годы я понял: листья — это не мусор, а клад. Когда-то я тоже таскал мешки с листвой на свалку, пока не заметил, что под забором, где я их не трогал, земля к весне становилась рыхлой и живой. Там селились дождевые черви, появлялась молодая зелень. Теперь я действую по другим правилам. Часть листвы — в компост. Лучше всего листва дубовая, кленовая, плодовых деревьев — она перегнивает за сезон, превращаясь в отличную мульчу. А вот ореховую и каштановую не спешу добавлять — она долго разлагается и содержит вещества, подавляющие рост других растений. Её оставляю под деревьями. Другую часть листвы оставляю прямо в саду, под кустами, на грядках, у корней яблонь. Это естественное укрытие. Оно защищает почву от промерзания, сдерживает сорняки и сохраняет влагу. А ещё листья — дом для множества полезных существ. В них зимуют жужелицы, пауки, жабы, а если повезёт, и ёж устроит себе нору. Поэтому я теперь грабли беру не как оружие, а как кисть художника: слегка подправляю, но не мешаю жизни идти своим чередом. Иногда соседи ворчат: «Мусор у тебя под кустами!» А я улыбаюсь. Для них — мусор, а для земли — одеяло. И она платит сторицей: весной под листьями у меня самые первые подснежники и земля как пух. Так что если хотите помочь своему саду — не спешите вычищать его до блеска. Пусть осень сделает свою работу. А мы только подстрахуем природу — и не будем мешать ей быть умнее нас. А если вам интересно, как я делаю листовой перегной — всё просто. Никаких специальных ящиков не нужно. Я сгребаю листья в большой угол у забора, пересыпаю их немного землёй и слегка поливаю, если осень сухая. Иногда добавляю траву или немного золы. И всё — пусть лежит. Зимой сугробы, весной дождь, летом жара — а к следующей осени из листвы получается мягкая, почти чёрная земля, пахнущая лесом. Ей я подсыпаю под кусты смородины, под цветы и даже в грядки. Главное — не спешить. Перегной — это как старое вино: чем дольше ждёшь, тем лучше выходит.


